АКЦИЯ
"НОВОЙ ГАЗЕТЫ" "ПИСЬМА ДЕДУ МОРОЗУ"
НАШИ СНЕГУРОЧКИ НЕ ТАЮТ
И ПРИ +300
За то время, что мы с коллегами развозим
по регионам "подарки Деда Мороза", образовались стойкие клише:
трудная дорога, долгие поиски (села, улицы, дома), умиление при
встрече, пасторали сельской жизни ("возделывают огород", "горбатятся
на сенокосе", "пособляют родителям" и пр.), толпа местной ребятни
и, конечно, "нас провожала вся деревня".
Меняются поезда, города, истории. Но,
черт побери, как приятно дарить подарки детям! Даже жаль, что
наша акция уже близка к завершению.
Тамбов. Начало жаркого летнего дня.
В этом городе мы встречаемся с группой немцев-телевизионщиков,
отважных людей, забурившихся в провинциальную Россию для съемок
фильма о женщинах с Волги. Одна героиня выращивает осетров и выпускает
их на волю, иначе браконьеры выловят их быстрее, чем те успеют
расплодиться. Хозяйка этой фермы с некоторых пор не ест осетрину.
Ее осетры - как дети, а детей не едят. Другая женщина охраняет
в заповеднике редкий вид лотоса. Третья на самолете планирует
над бахчевыми плантациями.
Мужчины любят, когда женщина при деле. Особенно
если мужчины - немецкие, а женщины - наши.
Спросите: при чем здесь я, журналист из Москвы?
И при чем Тамбов, отнесенный на четыре сотни километров от основного
русла Волги? Объясняю.
Во-первых, в Тамбовской области живет девочка,
написавшая письмо Деду Морозу и не получившая не то что подарка
- ответа. А "Новая газета" продолжает свою акцию.
Во-вторых, рядом с Тамбовом протекает речка
Цна, впадающая в Оку, приток Волги. Так что привязка есть. И главное
условие фильма - истории, связанные с великой русской рекой, -
соблюдено.
В-третьих, Снегурочкин сюжет был любопытен
немцам. Нет у них в Германии такого персонажа. (Только длиннобородый
толстощекий Рождественский Мужик, по всему - брат Санта-Клауса.)
Но играть Снегурочку в Тамбовской области и выделывать все эти
сказочные кренделя должна была наш корреспондент по Чувашии и
Татарстану Юлия Ларина. Истинная волжанка, рожденная в Казани.
Юлина мама уже надставила клиньями "шубку" - атласный театральный
костюм. Был присмотрен подарок для девочки - косметический набор
"Маленькая Фея". Съемочная группа умилилась сюжету. И вдруг за
две недели до съемок Юлю скручивает аппендицит.
Немцы не любят непредвиденных сложностей.
И тогда русские начинают импровизировать...
Кто бы смог?
Образ есть - времени нет. Пришлось мне утюжить
наряд, репетировать песни-пляски, прикидываться волшебницей. В
четвертый раз. Мастерство не пропляшешь.
В Тамбовской области я буду обеспечивать
картинку и действие. Телевизионщики любят, когда есть экшн.
Проезжали они поле. Русское поле. Коровки,
коровки... Пастушка нет. Есть одиноко стоящее здание. Типа сортира.
Если туалет поставлен, значит, это кому-нибудь нужно. Не гадить
же там, где едят, - пусть и твари, но божьи.
Водитель Алексей проинструктирован и посажен
внутрь. По сигналу он распахивает дверь и выходит. Немцам нравится
снятый план: будка сортира в чистом поле и простой русский мужик,
этот сортир оправдывающий.
Немец Матиус, режиссер фильма, решает, что
Снегурочка, которая просто дарит подарки, это не так интересно.
- Нам нужна... как бы сказать... конфронтация.
- В смысле, - копошусь в памяти на предмет
умных слов. - Противостояние? Как это?
- Вика, - говорит Матиус, - вы в костюме
Снегурочки войдете в автобус. А мы снимем, как на вас будут реагировать.
Только что в тамбовском автобусе подрались
кондуктор и пассажир. Обе женщины всплескивали руками, бранились
- непечатно, поуличному изощренно. Галдели пассажиры. Оглушали
водительские децибелы. Пассажирка выскочила, так и не заплатив.
Кондуктор метнула ей вслед серпантин, билетов.
Не забыть бы оплатить проезд. Положу деньги
в варежку.
Но до автобуса - тамбовский Главпочтамт.
Как назло, с утра в субботу - никого. Наконец входит пожилая женщина.
Наверное, никогда еще немцы так не радовались русской бабушке.
Оператор Патрик врубает осветительные приборы. Старушка пугается
и уходит. Нет у нее кинематографических навыков.
Мужчина с палочкой позирует. Парень покупает
открытки. Мама с дочкой создают кучность. Народу в диковинку,
народ к такому не привык. Народ пытается держать себя как можно
естественнее.
С третьего дубля удается: девушка из окошка
"Выплата пенсий" отдает мне якобы те самые письма Деду Морозу.
Массовка расползается.
- Если тебе кто-то скажет, что на телевидении
все так, как в жизни,- не верь, - объясняет помощник оператора
Сергей. - Большинство вещей подстроено, вот как сейчас.
Режиссер говорит, что получилось. Немцы любят,
чтобы все четко. Русский народ - лучшая роль второго плана.
Подвернуть брюки на четыре см, чтобы не торчали
из-под подола. Футболка должна быть белой, чтобы не светить изпод
воротника. Шуба, замечаю каждый раз, узковата в плечах. Волосы
- под платок. Пудра "Кармен" ложится бело, густо на лицо, на руки,
даже на ноги. Дедморозова внучка - она же снежная, объясняю немцам.
И все должно быть правдоподобно, детям это нравится.
То, что было дальше, помню плохо. Было знойно.
Вокруг хихикали. Какой-то мужик промычал: "Гля-адите, баба в шубе".
Баба дала билет и села у окна. Немцы пообщались с пассажирами,
просили костюм не снимать и вышли.
Вот, представьте. Распластаться на пляже,
нежиться на теплом песке, внимая солнцу, - это одно. А оплывать
под велюровой шубейкой (на подкладке, между прочим) при трех десятках
Цельсия - это совсем другое. Я возненавидела все: себя, профессию,
которая таскает тебя по всей стране; варежки (которые так приятно
грели зимой) и шапку из театральной костюмерной; всю эту затею
с акцией и больше прочего - немецкую сьемочную группу и их фильм
о русских женщинах.
Хотя… Чего другого ждать от девушки, если
ей чуть за двадцать, на улице сильно за тридцать, а она в шубе
и нельзя раздеться?
Было действительно скверно. Поверил бы сам
Станиславский.
...Слева, по встречной, машина немцев обгоняет
автобус, а из окна торчит оператор Патрик, делающий план "Снегурочка
в автобусе, вид снаружи".
Миновали транспарант "Вход и въезд воспрещен".
Поселок Рабочий - при тюрьме, почти режимный. Мы с камерой, но
нас никто не останавливает. Немцы готовы к тому, что сейчас кто-нибудь
возникнет и запретит. Несколько дней назад при входе на рынок
в Казани оператора одернул милиционер.
- Кто такие?
- Татарское телевидение, - соврали немцы.
А сейчас просто прошли. Старая русская традиция
- идти там, где нельзя.
Дальше - как всегда: милая девочка Маша Гурьева,
дружная семья, успехи в школе. Общий восторг, игра "Ручеек", хоровод
и куплет про сказочного оленя. Любознательные старушки, четырехлетняя
Ксюша с проникновенным "Эх, дороги...", бывшая учительница с немецким
стихом, кошка, не ловящая крыс, Алена Апина из соседнего окна.
Суета, толкотня, болтовня - словом, экшн. Ну и, конечно, "нас
провожала вся деревня".
Телевизионщикам понравилось, что так живо.
Сняли, кажется, три кассеты по 30 минут. Из всего материала скроят
минуты две.
Немецкие зрители увидят, чем занимаются русские
женщины: разводят осетров, летают на самолетах, развлекают детей.
И никаких горящих изб.
Виктория ЧУТКОВА,
наш спец. корр.
Тамбовская область
НОВАЯ ГАЗЕТА №59, 2001 г.