БОЛЬШАЯ
ИГРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Людмила ШВЕЦОВА,
Председатель Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства
Москвы
Дорогие коллеги!
Всех тех, кто так
или иначе, прямо или опосредованно имеет дело с детьми, я сразу
хотела бы предупредить, что идея, которой мне выпала честь поделиться
с вами, только на первый взгляд кажется простой и в определенной
мере детской. Да-да, только на первый взгляд. В самом деле, кто
не знает Деда Мороза? И чем уж он так важен и знаменит, что удостоился
серьезного проекта на правительственном уровне столицы России?
И когда?! Во времена, прямо скажем, нелегкие во всех отношениях.
И в социальном. И в политическом. И в экономическом. Что говорить?
Нелегкая жизнь в нашем государстве. И первой жертвой всех проблем,
самой незащищенной частью общества и государства оказались дети.
Такой безнадзорщины, такой беспризорности, такого недоедания и
такого расслоения на богатых и бедных, на нищих и обеспеченных
не было даже в первые послереволюционные годы. Знают ли об этом
властные структуры, т.е. мы с вами? Конечно. Болит ли сердце?
Болит. Предпринимаем ли меры, способствующие изменению сложившейся
ситуации? Да, предпринимаем.
Но будем честными и перед самими собой,
и перед нашими детьми: в один день, в один год, даже в одно десятилетие
при нынешней социально-экономической ситуации в России всех этих
проблем не решить. А детство уходит. И два раза в жизни оно никому
не дается. Оно навсегда остается для ребенка фундаментом, источником
радости, надежды, веры в добро, в любовь, в дружбу, в справедливость.
Неписаным нравственным правилом во все времена — даже в самые
трудные — был культ детского праздника, культ сказки, подарка.
Об этом свидетельствуют вековые традиции народа. Святочные колядки
на Рождество. Подарки на Пасху. Хороводы и костры на Троицу. Особое
печенье (жаворонки) на приход весны и т.д. В послеоктябрьские
времена формировалась и культивировалась своя система праздников.
У них было новое, революционное содержание, новые цели и задачи,
но сам праздник как акт общественной, нравственной и политической
жизни был непременной и обязательной частью жизни каждого человека,
семьи, групп людей и всего общества. Праздник составлял определенную
основу мажорности и приподнятости в обществе, и, не вдаваясь сейчас
в содержательную сторону, будем справедливы: праздники задавали
определенный ритм жизни общества, когда будни освещались ожиданием
праздника, подготовкой к нему, участием в нем, а позднее — воспоминаниями
о нем. Еще раз оговорюсь: я не касаюсь содержания. Оно требует
серьезного критического анализа. Речь лишь об эмоциональной стороне
жизни общества. А сегодня? Одни традиции уже разрушены. Новые
пока еще только-только создаются. Поле расчищено. И от нас зависит
сейчас, что мы посеем на нем и вырастим. Истина простая: если
ничего, оно порастет бурьяном. На нем вырастут самые уродливые,
самые ядовитые растения. Кстати, они уже и пробиваются. Довольно
активно. В виде оргий, молодежных тусовок. Словом, что посеешь,
то и пожнешь. Вот почему московское Правительство и разработало
проект новой традиции, нового праздника детей и взрослых, обращенного
к одному из сказочных героев — Деду Морозу. Почему выбрали именно
Деда Мороза? Причин для этого много, и каждая,
на мой взгляд, достаточно веская.
Во-первых, потому что образ этот хорошо
знаком, узнаваем и любим как взрослыми, так и детьми. Никому не
надо объяснять и доказывать, что Дед Мороз — это добро, веселье,
сказка. Праздник и, конечно же, подарки. Можно верить или не верить
в реального Деда Мороза, но нельзя сомневаться в том, что с ним
связано только хорошее. В этом смысле Дед Мороз как собирательный
образ добра, щедрости, помощи незащищенным противостоит самым
изобретательным новоявленным супер-героям телевизионных боевиков,
мультиков, детективов, населившим сейчас мир детства и принесшим
в него зло, агрессию, культ безнравственности и грубой физической
силы.
Во-вторых, потому что фигура Деда
Мороза и праздник, связанный с ним, не требует никаких календарных
нововведений. Для этого события не надо выделять специальных дней
и дат. Они определены в календаре.
В-третьих, потому что встреча Нового
года, а вместе с ним и Деда Мороза — это праздник семейный. И
неважно, где, как отмечает его семья. За домашним столом, в доме
отдыха или в клубе, но дети и взрослые, как правило, вместе. И
Дед Мороз может выступить той фигурой, тем примером, который подскажет
собравшимся, что этот праздник прекрасное время для того, чтобы
поблагодарить друг друга за все доброе, что удалось сделать
в минувшем году, простить все досадные обиды и, пожалуй,
самое главное, вместе помечтать о завтрашнем дне, загадать
заветное желание.
В-четвертых, потому что это самая
чистая, бескорыстная и нравственная игра из всех игр, насаждающихся
сегодня в обществе. Согласимся: потребность в игре у детей и взрослых
огромная. Иначе не пользовались бы такой популярностью всевозможные
"шоу", стимулируемые, как правило, дорогими призами и подарками.
Дед Мороз уже сам по себе подарок. Его приход, встреча с ним,
а возможно, разговор, фотографирование, даже подарок из его рук.
В-пятых, потому что человек по своей
сути испытывает постоянную потребность в красоте. Не хотелось
бы быть банальной и повторять: "Мир красотой спасется", — но никогда
дома и здания, улицы и квартиры не украшают так тщательно и с
такой фантазией, как это принято делать на Новый год.
Сказочная ночь. Елочные
украшения. Фейерверки. Пестрота и позолота карнавальных костюмов.
Маски. Все это отключает человека.
Празднование Нового года,
встреча и общение с Дедом Морозом, его ожидание — прекрасная
возможность декабрьских (а возможно, и ноябрьских) вечеров за
семейным столом и обсуждения детьми и взрослыми "целого"
— встречи праздника Нового года и встречи Деда
Мороза — и "деталей" — вопросов к Деду Морозу и рассказа ему
о себе, своих близких, друзьях, сюрприза для Деда Мороза. Возможность,
если хотите, самостроительства семьи, ее укрепления. И эта причина
замечательная.
Повод для разработки проекта.
Им следует считать подготовку к 300-летию празднования встречи Нового
года 1 января. Помните, в 1699 году Петр первый издал Указ, в котором
говорилось: "...считать Новый Год не с первого сентября, а с первого
генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового
столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым Годом...
По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение
от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... ...чинить стрельбу
из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится,
и зажигать огни". Авторы идеи. Как говорится, идея эта витала в
воздухе. Звучала то в той, то в иной форме на Кремлевской елке из
уст ответственных руководителей московских профсоюзов. Возникала
и на елке в мэрии, и в жарких дискуссиях сценаристов и режиссеров
новогодних праздников. Так что одного, единственного автора назвать
трудно. А имена тех, кому удалось ее сформулировать, кому хватило
духу взяться за ее осуществление, назвать просто необходимо. Это
мэр столицы Юрий Михайлович Лужков и губернатор Вологодской области
Вячеслав Евгеньевич Позгалев.
Разработчики идеи.
По поручению мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова и вице-мэра
Валерия Павлиновича Шанцева Комитет общественных и межрегиональных
связей Правительства Москвы привлек к разработке идеи самых разных
специалистов — журналистов, сценаристов, режиссеров, ответственных
сотрудников самых разных структурных подразделений Правительства.
Всех назвать просто невозможно. Кто-то "бросал" идею. Кто-то четко
формулировал предложение. А кто-то, критикуя первое и второе,
заставлял искать новые повороты как в формулировании задач, так
и в технологии их исполнения. Заметим: в разработку идеи немалый
вклад внесли и вологжане и устюжане.
Содержание проекта. Основное
содержание направлено на раз-витие эмоциональных переживаний
взрослых и детей, связанных с подготовкой к встрече, гостеванию
и проводам Деда Мороза. Содержание направлено на создание
и укрепление семейных традиций. А по большому счету — на украшение
жизни человека на Земле.
Отличительные особенности проекта. К
ним следует отнести мечту взрослых и детей о любви и понимании
друг друга. О существовании некого царства-государства, где все
так именно и происходит. Возможно, такой страной, таким царством-государством
и является царство Деда Мороза. В котором, если туда попадают
дети вместе со взрослыми, никто не ссорится и уж точно не кричит
друг на друга, не позволяет себе обижать другого. А если встречаются
трудности, старается преодолеть их вместе с другим или другими.
Конечно, в стране этой есть Загадка и Страх, Вопросы и Ответы,
Радость и Огорчение, А задают эти вопросы и подсказывают эти ответы
в "горах" и "лесах", "пустынях" и "льдах". Словом, чтобы крепче
подружиться, семья может не только встретить Деда Мороза у себя,
но и в полном (или не очень полном) составе отправиться в гости
к Деду Морозу. Рядом с Великим Устюгом, будет возведено по специальному
проекту Царство Деда. К сожалению, это будет далеко не так скоро,
как нам хотелось бы. Но непременно будет.
Участники проекта. Дети и взрослые.
Здоровые и больные. Сказочные персонажи и реальные люди. Проживающие
в селе и в городе, в поселке и на острове.
Исполнители проекта. Специалисты самых
разных профессий. Психологи и педагоги. Социологи и историки.
Художники и операторы. Сценаристы и режиссеры. Архитекторы и бизнесмены.
Столяры и плотники. Слесари и электрики. Инженеры и менеджеры.
Журналисты и писатели. Мамы и папы. Дедушки и бабушки. Мальчики
и девочки.
Организаторы проекта. Идея потребовала
участия в ее реализации Правительства Москвы, Администрации Вологодской
области и Администрации Великоустюгского района Вологодской области.
Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков и губернатор Вологодской области
Вячеслав Евгеньевич Позгалев подписали специальное Распоряжение
"О реализации проекта "Великий Устюг — Родина Деда Мороза". Дело
нашлось практически каждому структурному подразделению исполнительной
власти. Вологжане готовят в подарок ребятам книги,
разрабатывают фирменный стиль, печать и почтовый штемпель Деда
Мороза, открытку, конверт и т.д. Устюжане обустраивают Дом Деда
Мороза, мастерскую, почту, думают о том, каким быть музею Деда
Мороза, выпускают сувенирную продукцию для гостей города и гостей
Деда Мороза. А помимо этого принимают на родине Деда Мороза 100
детей (пока, со временем число их увеличится) — победителей олимпиад
и творческих конкурсов из Москвы, организуя для них знакомство
с городом и его окрестностями. А чтобы в город могли приехать
все желающие с ним познакомиться, Территориальному дорожному комитету
и Главному управлению архитектуры и градостроительства поручено
обустроить дорогу — "Сухонский тракт". Москвичам тоже забот хватает.
А разделяют их Комитет общественных и межрегиональных связей и
Комитет образования, Комитет по делам семьи и молодежи, Комитет
по культуре. Включен в осуществление проекта Комитет по телекоммуникациям
и средствам массовой информации и Комитет по туризму. Есть поручение
у Управления по делам наружной рекламы, информации и оформлению
города, Департамента науки и промышленной политики, Департамента
финансов. Причастны к проекту и префектуры административных округов.
А иначе вряд ли и возможно. Ведь речь идет о разработке генерального
плана парка развлечений "12 месяцев во владении Деда Мороза",
(этот план будут разрабатывать Москомархитектура и Главное управление
архитектуры и градостроительства Вологодской области), соответствующей
темы в программе обучения дошкольников и учеников начальных классов,
о проведении в Великом Устюге олимпиад по истории и географии,
создании "Пресс-службы Деда Мороза" в Москве и Великом Устюге
и еще о многом, что украсит жизнь детей и взрослых.
Источники финансирования.
Их поиск постоянно ведут руководители проекта в Москве и Вологде.
А еще и в Великом Устюге и во всех городах и весях, которые хотят
и могут помочь осуществиться столь дерзкой мечте. Пока же часть
затрат обеспечило Правительство Москвы, а часть — Правительство
Вологодской области.
Этапы осуществления проекта. В широком смысле
проект вечен и не имеет временных рамок. Как не имеет временных
рамок жизнь человека на Земле. В узком — с 1 января до 31 декабря
каждого Нового года. А что уже удалось осуществить? В минувшем,
1998-м, 27 декабря впервые в истории нашего государства Дед Мороз
был официально принят в столице России. Встречали его на Манежной
площади. Встречал мэр столицы Юрий Михайлович Лужков и губернатор
Вологодской области Вячеслав Евгеньевич Позгалев. Разумеется,
накануне его официально провожали великоустюжане. В свой первый
приезд Дед Мороз познакомился с Москвой, побывал на елке в мэрии,
повстречался с московскими ребятами, а еще и почитал часть их
писем. Проводы Деда Мороза состоялись в Великом Устюге в марте,
в день весеннего равноденствия. Целый поезд — 500 мальчишек и
девчонок — впервые прибыл в Великий Устюг на проводы Деда Мороза.
А провожали его москвичи в его царство-государство вместе с устюжанами.
В самом Великом Устюге у ребят и взрослых проблем хватает. Вот
и попросил Дед Мороз москвичей взять вместе с ним под свое крыло
ребят из школьного детского дома. Москвичи уже собрали и отправили
им свои посылки. Неотъемлемые "атрибуты" проекта. К ним следует
отнести обязательную встречу Деда Мороза и сопровождающих
его "лиц". Гостевание Деда Мороза до встречи с весной.
Проводы Деда Мороза в день равноденствия. Ожидаемые результаты.
Изменение представлений о Деде Морозе и отношения к нему в государстве,
обществе, семье. От представления "Дед Мороз — это Подарок" к
представлению "Дед Мороз — это Праздник". Именно праздник, который
наша семья (наша школа, наш детский сад, наш клуб и т.д.) организует
сама, по "авторской", а государство — по государственной традиции.
Где родился Дед Мороз?
Конечно, на Севере, где же еще.
Только и Север большой.
Как оказалось, родом он из земли Вологодской,
из города Великий Устюг.
Там, под Великим Устюгом, располагается
резиденция Деда Мороза.
Оттуда отправляется он в свое путешествие
по великой России.
Туда возвращается, чтобы читать письма
ребят, готовить для них сюрпризы.
Ждать с ними новой встречи.
ПРИЕЗЖАЙТЕ, БУДЕМ РАДЫ
Город — ровесник Москвы. Недавно отметил
свое 850-летие. Заложен на слиянии двух рек — Юга и Сухоны. С
устья этих рек берет начало величавая Северная Двина и несет свои
воды к Белому морю. Город имеет своего небесного покровителя —
Прокопия Праведного, который еще в 1290 году сотворил чудо: отвел
от Устюга тучу с огненными камнями и тем самым спас город от разрушения
для всех, живущих ныне. И нигде так ярко, как под Устюгом Великим,
не сияют на небе звезды, и нигде так не встает поутру заря алая.
Здесь и мосты ледяные на реках крепче скованы, и деревья снегом
щедрее изукрашены, и поля, хлебушком засеянные, надежно укрыты
одеялом пуховым. Здесь и тропы лесные заметены хорошо. Здесь и
сосны, к месяцу ясному устремленные, до марта пушисты. Здесь и
дворцы изо льда искусно обустроены. Здесь и сугробы серебра у
резных палисадов не тронуты. Великий Устюг красив и величественен
в любое время года. Апрельским вечером. На утренней зорьке в светлой
тишине лета. Поздней осенью, когда перехватывает дыхание загустевший
от мороза воздух. Но не только в любое время года красив Великий
Устюг, красив он и в любое время суток: утром, увенчанный короной
восходящего солнца, он — празднично-торжественный. Днем, взбудораженный
людьми и машинами, он по-купечески разноголос, наряден и деловит.
Вечером, окутанный синеватой дымкой июньских сумерек, он рассеянно
сосредоточен. Ночью, словно воспаривший шпилями колоколен и куполами
соборов над погруженной во тьму округой, он божественно загадочен
и устремлен к Вечности и Богу. Подстать природе северной и народ
устюжский — талантливый и рукодельный. Не все еще ремесла старые
позабыты, не все секреты утрачены. До сих пор удивляют мастера
и мастерицы изделиями рук своих. Если Вы еще не были в Великом
Устюге, поезжайте! Выйдите на берег реки, пройдитесь по пустынной
еще набережной, и Вы убедитесь, что город сам, благодарный неравнодушному
гостю, развернет перед Вами свою белокаменную панораму, и засверкают
в лазоревом небе позолоченные купола и кресты. Дух захватит от
такой красоты. Приезжайте! Убедитесь сами.