Дед Мороз и Санта Клаус кто кого?
Новый год - самый популярный
праздник на Земле. Ни одно событие представители рода человеческого
не отмечают с таким размахом, как начало очередного витка планеты
вокруг Солнца.
Новый год официально
признан нерабочим днем в 189 странах. Правда, в культурах разных
народов праздник Нового года может выпасть на любой из 12 месяцев
общепринятого летоисчисления, да и традиции его празднования в
разных странах отличаются. Однако "универсальное свойство"
у него есть - ожидание чудес, сказок и волшебства. Как уверяют
социологи, 34,1% из нас вне зависимости от возраста свято верят
в исполнение загаданного под Новый год желания.
В нашей стране новогодние
праздники ассоциируются с обильной вечерней (плавно переходящей
в ночную) трапезой и выпивкой, нарядными елками, подарками и всеми
любимым веселым и добрым волшебником - Дедом Морозом. Впрочем,
богатое застолье и море алкоголя не являются сугубо новогодним
обычаем.
Знакомый всем с детства
облик Деда Мороза, Санта Клауса Пер-Ноэля и других их коллег сложились
лишь в последние 200 лет, хотя исторические корни образа уходят
в глубокую древность. У россиян, например, с незапамятных времен
в сказочном фольклоре бытовал суровый персонаж Морозко, который
с помощью длинной белой бороды мог запросто закрутить метель и
вьюгу. Со временем из строгого, но справедливого героя Морозко
переквалифицировался во всеобщего добродушного дедушку. Дед Мороз
оставался главным любимцем детворы на протяжении многих лет. Казалось,
ничто не в силах свергнуть с пьедестала отечественного Хозяина
зимы.
Но страстная любовь ко
всему западному отразилась и на незыблемом авторитете Деда Мороза.
"Нечистый дух пустого, рабского, слепого подражанья"
в лице Санта-Клауса грозится занять место "нашего" Дедушки
в сердцах малышей.
Благодаря телевизионной
рекламы небезызвестного прохладительного напитка, дети твердо
уверены, что "праздник к нам приходит" с Санта-Клаусом.
К тому же, Голливуд активно "выбрасывает" на мировой
кинорынок ленты, "воспевающие" этот персонаж. Такая
широкомасштабная рекламная акция не могла не отразиться на популярности
красноносого дедушки, ведь его в последнее время незаслуженно
забыли. Если в США ежегодно делают 2-3 фильма, которые целиком
посвящены Санта-Клаусу, то отечественный кинематограф за последние
10 лет не выпустил ни одной картины, посвященной Деду Морозу.
Засилие иностранных обычаев
и героев не на шутку тревожит "помощников" зимнего старичка.
Как отмечает президент Фонда развития народных традиций "Праздник"
(Москва) Игорь Увенчиков, "марш-бросок" западной культуры
пагубно отразился на мировоззрении подрастающего поколения. Дети
легко разбираются в жизненных перипетиях Покемонов и различают
близнецов-телепузиков, зато Деда Мороза в их сознании "подменил"
Санта-Клаус. А ведь Дед Мороз - не просто "детская забава",
а символ нашей культуры и ее традиций.
Еще одна насущная проблема
- адрес знаменитого дедушки. До сих пор не ясно, где живет Дед
Мороз. За право называться "родиной Деда Мороза" уже
который год борются несколько городов, перемирия в этом вопросе
пока не ожидается. Статус "родины" привлекает большое
количество туристов, но одновременно возникает проблема тысяч
детских писем, обработка и рассылка которых стоит больших денег,
сообщает РИА Новости.
Кстати, с почтой Деда
Мороза творится полная неразбериха. Зачастую детвора шлет послания
просто на его имя, в полной уверенности, что письмо дойдет и без
адреса. В последние годы все чаще письма отправляют в Лапландию,
непосредственно на "родину" Санта-Клауса.
Если у Санта-Клауса есть
определенный рисованный облик, над которым в свое время трудились
многие художники, то у нашего Деда этого нет и в помине. При упоминании
о главном персонаже Нового года в представлении некоторых людей
всплывает пьяный мужик в красном халате и с не менее ярким носом.
Люди, профессионально
занимающиеся организацией праздников, уверены, что необходимо
разработать единый облик Деда Мороза. Это поможет продвижению
"брэнда", повысит конкурентоспособность производителей
товаров и услуг в сфере "новогодней индустрии". Это
тем более актуально, поскольку в настоящее время только 6-8% новогодних
товаров производится отечественными предприятиями.
Украинская Правда, 20.11.2001